Сердце ребенка анатомия

Детям о сердце. 6 экспериментов

Сердце ребенка анатомия

А вы знаете, что в Инстаграме есть интересный познавательный проект #узнай_с_нами? Ведут его несколько креативных и любознательных девушек, и я в их компании:) Каждый месяц мы берем новую тему и целую неделю изучаем ее с разных сторон.

Маша @earlystudy делает тематическое занятие для деток, вторая Маша @shkurinamaria придумывает сказку, у Риты @knigra обзор полезных книг по теме, у Анны @tokarinos веселая развивающая игра или поделка, у Вики @spacegiraffe_ru интересные факты и мультфильмы. А я @tavika.ru провожу опыты и эксперименты.

Все темы проекта вы можете найти по тегам и даже присоединиться к нам со своими работами на тему этого месяца “Сердце” – добавляйте к фото тег #узнай_сердце. Или просто погуляйте по тегам, там интересно!

Ну а сегодня тут в блоге я хочу показать несколько простых опытов и экспериментов для детей, которые помогут познакомить ребенка с таким важным органом человеческого тела как сердце.

Изучаем свой организм – познавательно, интересно и весело 🙂
Кстати, помните, мы уже как-то делали необычные опыты про тело и органы чувств человека – посмотреть их можно тут. “Ставим опыты над собой”. А сейчас давайте поближе познакомим деток с сердцем!

Опыт 1. Размер сердца.

Многие дети, говоря о сердце, его себе представляют в виде красненького “сердечка”, которое находится у них внутри и которое производит “любовь” или “грусть”. На самом деле сердце – такой же орган как и все остальные.

В основном он состоит из мышц, разделяется на 4 отдела – два предсердия и два желудочка (левые и правые) и занято тем, что прокачивает кровь по сосудам тела. Делает оно это с помощью сокращений – как насос “проталкивая” порции крови по кровеносным сосудам.

А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами – такими маленькими “дверками”, которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови.

Попросите ребенка сжать руку в кулачок – примерно такой размер имеет его сердце.
Опыт 2. Положение сердца.

Часто говорят, что сердце у нас слева.

На самом деле это неверно – сердце находится в грудной клетке почти посередине. Оно расположено своим более острым концом (который врачи называют “верхушка”) вниз, чуть влево и немного вперед.

Приложите кулачок ребенка к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево – именно здесь сердце и находится. 

Скажите малышу, чтобы он сжимал-разжимал пальцы в кулак считал, сколько раз он это может сделать. На каком счете мышцы руки устали? Около минуты? Две? А мышцы сердца сокращаются точно так же долгие годы и десятилетия  без отдыха – и не устают, ведь они самые трудолюбивые во всем организме! 

В минуту у взрослого человека происходит около 70 сокращений мышц сердца, а за жизнь сердце делает их 2,5 миллиарда раз! 

Опыт 4. Почему сердце стучит?

А теперь послушаем сердце. Кстати, чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп:) А мы вместо него можем использовать бумажный одноразовый стаканчик. Спросите малыша, как ему лучше слышно –  через стаканчик или прижавшись ухом к груди? 

Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум-дум». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца. Второй высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение. 

Опыт 5. Считаем пульс

Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье. Помогите ребенку найти на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии. Пусть он посчитает количество ударов в минуту и запишет результат.

А потом попросите малыша поприседать и снова замерить пульс.

Задайте ребенку вопрос, почему пульс ускорился? Если малыш уже знаком с анатомией и функциями крови, то он сможет догадаться, что при физической работе органам тела понадобился дополнительный кислород, поэтому и кровь должна была проходить через них быстрее и скорее отдавать им свои запасы кислорода – вот сердце и стало качать ее с большей скоростью.

А теперь давайте на пульс посмотрим. Для этого наклейте на нужное место на запястье кусочек пластилина и воткните в него зубочистку – вы увидите как палочка ритмично колеблется – это и есть удары пульса!
Здорово? Нам с Катей очень понравилось изучать свое сердце:) Надо бы и с другими органами такие опыты и эксперименты проделать :)А продолжение занятий на тему “сердце” вы найдете в Инстаграме в проекте #узнай_с_нами по тегу #узнай_сердце. Там вас ждут занятия, факты, книги, игры и сказка. Присоединяйтесь к нам со своими работами на тему “сердце” – в конце недели из лучших из них будет собран коллаж.

P.S. Следующая неделька в проекте #узнай_с_нами будет посвящена морской тематике. И я расскажу в ней о том, как сделать кинетический песок.

Другие эксперименты и занятия по биологии человека вы найдете здесь: Почему голова круглая, Откуда берутся родинки?, Почему человек дышит, Типы лиц, Почему люди плачут, Почему люди зевают, Почему людям надо спать, Почему у человека две руки и две ноги, Откуда берется слюна, Откуда появился человек, Анатомия человека из фетра – скачать шаблоны, Анатомия из подручных материалов, Ставим опыты… над собой

“,”author”:”Автор: Татьяна Пироженко”,”date_published”:”2020-04-16T14:51:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://2.bp.blogspot.com/-tYEAX7rIDd0/V2KV07a2rAI/AAAAAAAAsOo/J6DO8ImXvfcxWOpxmVScbLhGgdDQEWnfgCKgB/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D1%2581%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B4%25D1%2586%25D0%25B52.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://www.tavika.ru/2016/06/heart-experiment.html”,”domain”:”www.tavika.ru”,”excerpt”:”Опыты и эксперименты для детей по анатомии. Как работает сердце?”,”word_count”:834,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://www.tavika.ru/2016/06/heart-experiment.html

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Часть 2

Сердце ребенка анатомия

В этой части речь идет об особенностях морфологического развития сердечно-сосудистой системы: об изменении кровообращения у новорожденного; о положении, строении и размерах сердца ребенка в постнатальный период; о возрастных изменениях частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла; о возрастных особенностях внешних проявлений деятельности сердца.

Изменение кровообращения у новорожденного

Акт рождения ребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования. Изменения, наступающие в сердечно-сосудистой системе, связаны прежде всего с включением легочного дыхания.

В момент рождения ребенка перевязывают и перерезают пупочный канатик (пуповину), в связи с чем прекращается обмен газов, осуществляющийся в плаценте. При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа и уменьшается количество кислорода.

Эта кровь, с измененным газовым составом, приходит к дыхательному центру и возбуждает его – возникает первый вздох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в них сосуды. В легкие впервые входит воздух.

Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостью и имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь из правого желудочка по легочной артерии устремляется в легкие. Боталлов проток постепенно зарастает.

В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердце закрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создается сплошная перегородка между предсердиями.

С этого момента разделяются большой и малый круги кровообращения, в правой половине сердца циркулирует только венозная кровь, а в левой – только артериальная.

В то же время перестают функционировать сосуды пупочного канатика, они зарастают, превращаются в связки. Так в момент рождения система кровообращения плода приобретает все черты ее строения у взрослого.

Положение, строение и размеры сердца ребенка в постнатальный период

Сердце новорожденного отличается от сердца взрослого по форме, относительной массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько больше длины. Стенки правого и левого желудочков одинаковы по толщине.

У новорожденного сердце располагается очень высоко из-за высокого положения свода диафрагмы.

К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы и переходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердце занимает косое положение.

К 2-3 годам его верхушка доходит до 5-го левого ребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детей границы сердца почти такие же, как и у взрослых.

С момента разобщения большого и малого кругов кровообращения левый желудочек выполняет значительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом круге больше, чем в малом.

В связи с этим усиленно развивается мышца левого желудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки правого и левого желудочков становится таким же, как и у взрослого, – 1 : 2,11 ( у новорожденного оно составляет 1 : 1,33).

Предсердия более развиты, чем желудочки.

Масса сердца новорожденного в среднем равна 23,6 г (колебания возможны от 11,4 до 49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблется от 0,48 до 0,52%). С возрастом масса сердца увеличивается, особенно масса левого желудочка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, причем правый желудочек несколько отстает в росте от левого.

К 8 месяцам жизни масса сердца увеличивается вдвое, к 2-3 годам – в 3 раза, к 5 годам – в 4 раза, к 6 – в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14-15 лет – в период полового созревания – снова наступает усиленный рост сердца.

Масса сердца у мальчиков большое, чем у девочек. Но в 11 лет у девочек наступает период усиленного роста сердца (у мальчиков он начинается в 12 лет), и к 13-14 годам его масса становится больше, чем у мальчиков.

К 16 годам сердце у мальчиков снова становится тяжелее, чем у девочек.

Возрастные изменения частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла

У плода частота сердечных сокращений колеблется от 130 до 150 ударов в минуту. В разное время суток она может у одного и того же плода отличаться на 30-40 сокращений.

В момент шевеления плода она увеличивается на 13-14 ударов в минуту. При кратковременной задержке дыхания у матери частота сердечных сокращений плода увеличивается на 8-11 ударов в минуту.

Мышечная работа матери не влияет на частоту сердечных сокращений плода.

У новорожденного частота сердечных сокращений близка к ее величине у плода и составляет 120-140 ударов в минуту. Лишь в течение нескольких первых дней наблюдается временное замедление сердечных сокращений до 80-70 ударов в минуту.

Большая частота сердечных сокращений у новорожденных связана с интенсивным обменом веществ и отсутствием влияний блуждающих нервов.

Но если у плода ритм сердечных сокращений отличается относительным постоянством, то у новорожденного он легко изменяется под влиянием различных раздражителей, действующих на рецепторы кожи, органов зрения и слуха, обонятельные, вкусовые и на рецепторы внутренних органов.

С возрастом частота сердечных сокращений уменьшается, и у подростков она приближается к величине взрослых.

Изменение частоты сердечных сокращений у детей с возрастом.

ВозрастЧастота сердечных сокращенийВозрастЧастота сердечных сокращений
Новорожденный120-1408 лет80-85
6 месяцев130-1359 лет80-85
1 год120-12510 лет78-85
2 года110-11511 лет78-84
3 года105-11012 лет75-82
4 года100-10513 лет72-80
5 лет98-10014 лет72-80
6 лет90-9515 лет70-76
7 лет85-90

Уменьшение числа сердечных сокращений с возрастом связано с влиянием блуждающего нерва на сердце. Отмечены половые отличия в частоте сердечных сокращений: у мальчиков он реже, чем у девочек того же возраста.

Характерная особенность деятельности сердца ребенка – наличие дыхательной аритмии: в момент вдоха наступает учащение ритма сердечных сокращений, а во время выдоха – замедление. В раннем детстве аритмия встречается редко и слабо выражена. Начиная с дошкольного возраста и до 14 лет она значительна. В возрасте 15-16 лет встречаются лишь единичные случаи дыхательной аритмии.

У детей частота сердечных сокращений подвергается большим изменениям под влиянием различных факторов. Эмоциональные влияния приводят, как правило, к увеличению ритма сердечной деятельности. Она значительно увеличивается при повышении температуры внешней среды и при физической работе и уменьшается при понижении температуры.

Частота сердечных сокращений во время физической работы увеличивается до 180-200 ударов в минуту. Это объясняется недостаточным развитием механизмов, обеспечивающих увеличение потребления кислорода во время работы.

У детей старшего возраста более совершенные регуляторные механизмы обеспечивают быструю перестройку сердечно-сосудистой системы в соответствии с физической нагрузкой.

В связи с большой частотой сердечных сокращений у детей длительность всего цикла сокращений значительно меньше, чем у взрослых. Если у взрослого она оставляет 0,8 сек, то у плода – 0,46 сек, у новорожденного ребенка – 0,4-0,5 сек, у 6-7-летних детей длительность сердечного цикла равна 0,63 сек, у детей 12-летнего возраста – 0,75 сек, т.е. его величина почти такая же, как и у взрослых.

В соответствии с изменением длительности цикла сердечных сокращений изменяется и длительность его отдельных фаз. К концу беременности у плода длительность систолы желудочков составляет 0,3-0,5 сек, а диастолы – 0,15-0,24 сек.

Фаза напряжения желудочков у новорожденного длится – 0,068 сек, а у грудных детей – 0,063 сек. Фаза изгнания у новорожденных осуществляется за – 0,188 сек, а у грудных детей – за 0,206 сек.

Изменения длительности сердечного цикла и его фаз в других возрастных группах показаны в таблице.

Длительность отдельных фаз сердечного цикла (в сек) у детей различных возрастных групп (по Б.Л.Комарову)

Фазы сердечного циклаВозрастные группы
8-11 лет12-15 лет20-60 лет
Систола желудочков0,2750,2810,301
Систола предсердий0,0890,0900,078
Диастола желудочков0,4950,5450,579
Длительность цикла0,7710,8260,880

При интенсивной мышечной нагрузке фазы сердечного цикла укорачиваются. Особенно резко уменьшается длительность фазы напряжения и фазы изгнания в начале работы. Через некоторое время их продолжительность несколько увеличивается и становится стабильной до конца работы.

Возрастные особенности внешних проявлений деятельности сердца

Сердечный толчок хорошо виден на глаз у детей и подростков с плохо развитой подкожной жировой клетчаткой, а у детей с хорошей упитанностью сердечный толчок легко определяется при пальпации.

У новорожденных и у детей до 2-3-летнего возраста сердечный толчок ощущается в 4-м левом межреберье на 1-2 см снаружи от сосковой линии, у детей 3-7-летнего возраста и последующих возрастных групп он определяется в 5-м межреберье, несколько варьируя снаружи и внутри от сосковой линии.

Тоны сердца у детей несколько короче по сравнению со взрослыми. Если у взрослых первый тон длится 0,1-0,17 сек, то у детей 0,1-0,12 сек.

Второй тон у детей более продолжителен, чем у взрослых. У детей он длится 0,07-0,1 сек, а у взрослых – 0,06-0,08 сек. Иногда у детей от 1 до 3 лет наблюдается расщепление второго тона, связанное с несколько разновременным закрытием полулунных клапанов аорты и легочной артерии, и расщепление первого тона, которое обусловлено асинхронным закрытием митрального и трехстворчатого клапанов.

Нередко у детей регистрируется третий тон, очень тихий, глухой и низкий. Он возникает в начале диастолы через 0,1-0,2 сек после второго тона и связан с быстрым растяжением мышцы желудочков, возникающим при поступлении в них крови. У взрослых третий тон длится 0,04-0,09 сек, у детей 0,03-0,06 сек. У новорожденных и грудных детей третий тон не прослушивается.

Во время мышечной работы, положительных и отрицательных эмоций увеличивается сила сердечных тонов, во время сна она уменьшается.

Электрокардиограмма детей значительно отличается от электрокардиограммы взрослых и в различные возрастные периоды имеет свои особенности в связи с изменением размеров сердца, его положения, регуляции и др.

У плода электрокардиограмма регистрируется на 15-17-й неделе беременности.

Время проведения возбуждения от предсердий в желудочки (интервал P-Q) у плода короче, чем у новорожденного. У новорожденных и детей первых трех месяцев жизни это время равно 0,09-0,12 сек, а у более старших детей – 0,13-0,14 сек.

Комплекс QRS у новорожденных короче, чем в более старшем возрасте. Отдельные зубцы электрокардиограммы у детей этого возраста различны в разных отведениях.

У грудных детей в электрокардиограмме остается сильно выраженным зубец P, что объясняют большей величиной предсердий. Комплекс QRS часто многофазен, в нем преобладает зубец R. Изменения комплекса QRS связывают с неравномерным ростом проводящей системы сердца.

В дошкольном возрасте электрокардиограмма большинства детей этого возраста характеризуется некоторым уменьшением зубцов P и Q. Зубец R увеличивается во всех отведениях, что связано с развитием миокарда левого желудочка. В этом возрасте увеличивается длительность комплекса QRS и интервала P-Q, что зависит от закрепления влияний блуждающего нерва на сердце.

У детей школьного возраста еще больше увеличивается длительность сердечного цикла (R-R) и в среднем равняется 0,6-0,85 сек. Величина зубца R в первом отведении у подростков приближается к величине его у взрослого. Зубец Q уменьшается с возрастом, и у подростков также приближается к величине его у взрослого.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/anatomy-and-physiology-of-a-childrens-organism/821-2009-11-11-12-46-08.html

МедВрачеватель
Добавить комментарий